Девиантное поведение подростков
Девиантное поведение подростков — распространенный феномен, сопровождающий процесс социализации и зрелости, который возрастает на протяжении подросткового периода и снижается после восемнадцати лет.
К основным формам девиантного поведения в современном обществе можно отнести преступность, наркоманию, алкоголизм, проституцию, суицид. Каждая форма девиации имеет свою специфику.
Преступность. Ее можно определить как относительно устойчивую распространенную форму девиантного поведения, достигшую степени общественной опасности и определяемую уголовным законодательством. Понятие преступности среди несовершеннолетних и молодежи связано с возрастными группами от 14 до 29 лет, хотя ряд тенденций имеет место и в младших возрастных группах (более 90 тыс. детей в России ежегодно совершают преступления до достижения возраста уголовной ответственности).
Специфические черты преступности несовершеннолетних и молодежи.
Во-первых, ее высокая латентность (т. е. неполнота выявленных преступлений). Из-за нее фактический уровень преступности в 2-3 раза выше, чем зарегистрированный.
Во-вторых, в среде молодого поколения повышенной криминальной активностью отличаются несовершеннолетние.
В-третьих, преступность несовершеннолетних носит преимущественно групповой характер — три из пяти совершаемых преступлений.
В-четвертых, преступность несовершеннолетних и молодежи в значительно большей степени, чем преступность взрослых, «чувствительна» к мерам борьбы с ней, к уровню контроля со стороны семьи, воспитательных учреждений, социальных служб, общественности, тем более, что до 80 % преступлений совершается вблизи места жительства, учебы, в том числе и непосредственно в учебных заведениях и общежитиях. Около половины преступлений несовершеннолетних совершается из-за отсутствия родительского контроля.
С целью сдерживания нарастающей волны преступности несовершеннолетних специалисты и ученые пытаются выявить причины подростковой криминогенности, анализируя отдельно взятое влияние экономических, политических, социальных условий и факторов.
МКУК «ЦБ имени В.М. Шукшина» предлагает литературу, отражающую причины проявления всех признаков неконтролируемого поведения, формы, классификацию и профилактику такого поведения.
Девиантность подростков: Теория, методология, эмпирическая реальность: учебно-научное издание. – Санкт-Петербург: Медицинская пресса, 2001. – 134 с. В коллективной монографии на основе социологического подхода всесторонне представлена проблематика формирования, динамики, социальных исходов и предупреждения подростковой девиации.
На материалах цикла собственных исследований авторов демонстрируются принципы разработки территориальных программ первичной профилактики подростковой девиантности, иллюстрируемые конкретной программой для крупного города.
Книга предназначена для специалистов в области социальной психологии и молодежной политики, социальных педагогов, сотрудников правоохранительных органов и студентов — социологов, юристов, педагогов и психологов.
Запесоцкий Александр. Эта непонятная молодежь…: проблемы неформальных объединений / Александр Запесоцкий, Александр Файн. – Москва: Профиздат, 1990. – 224 с. Книга посвящена непростым проблемам взросления юношества, месту и роли в нашем обществе тех неформальных объединений молодежи, которые ещё недавно вызывали удивление, недоумение, а то и открытую неприязнь старших поколений. Авторы на основе большого фактического материала знакомят с жизнью неформальных молодежных групп, показывая их как бы изнутри. Многие вопросы, затронутые в книге, можно считать дискуссионными, т.к. ленинградские учёные, написавшие её, неоднозначно относятся к процессам, происходящим в этой среде. Предложены также некоторые пути работы с молодежью.
На уровне общественном существует множество проблем, которые не помогают отдельному индивиду вырасти социально адаптированным и психически здоровым. Активно процветают бродяжничество (нищета), алкоголизм и наркомания. Сначала ребенок все это видит, потом сам доходит до мысли о том, чтобы попробовать такие формы поведения, которые в обществе порицаются, но помогают достичь душевного равновесия в условиях неблагополучной обстановки в стране.
Чередниченко Владимир. Игры в любовь: Книга вторая / Владимир Чередниченко. – Москва: «Физкультура и спорт», 1992. – 159 [1] с. Педагог-экспериментатор Владимир Чередниченко преподавал не только в школе. Чтобы лучше познать мир подростков, он в течение года работал в колонии для несовершеннолетних преступниц. Центральное место в книге занимает рассказ об их судьбах. В последних главах юный читатель найдет ответы на многие вопросы, которые он не решается задать даже друзьям.
Профилактика девиантного поведения подростков заключается в формировании здорового отношения к себе, окружающим, здоровому образу жизни. Необходимо уделять большое внимание подросткам в этот период времени, общаться с ними, обсуждать их проблемы и пробовать решать их совместно.
Е.Алтынова,
главный библиотекарь МКУК «Центральная библиотека им. В.М.Шукшина»
Клетского муниципального района.
Понравилась заметка? Поделись с друзьями!