Великая сила романса

«Когда звучит напев старинный,
Он будто призывает нас
Уйти за ним дорогой длинной
Туда, где встретит нас романс».
Такими словами работники библиотеки — ведущие мероприятия «Позвольте, я в любви Вам объяснюсь…» открыли 19 апреля в центральной библиотеке им. В.М. Шукшина вечер, посвящённый романсу в рамках ежегодной Всероссийской акции «Библионочь-24».
Есть в музыкальном искусстве жанр, неизменно обладающий притягательной силой для людей. Жанр, чарующий и наполняющий души своей особой сердечностью в выражении сокровенного мира человеческих чувств и мыслей. И присутствующие на этом вечере со всем душевным порывом окунулись в чудесный мир музыки и слов, чарующих и окутывающих своим магнетизмом.
Знакомство с романсом прошло в форме ознакомления с историей и исполнением.
Считается, что изначально романс появился в Испании, в XV—XVI веках. Тогда испанцы называли романсом любое стихотворение, написанное на романском «нелатинском» языке. Стихотворение не обязательно было лирическим, оно могло рассказывать об исторических событиях и военных подвигах героев. Слова, положенные на музыку, превращались в небольшие песни. В XVIII веке романс добрался до Франции, Австрии и Германии.
Колоссальное значение в становлении песенного жанра в Европе имеют труды таких именитых писателей, как Генрих Гейне, Фридрих Шиллер и Иоганн Вольфганг фон Гете.
Среди представителей музыкальной области в той же мере развитию жанра в европейском обществе способствовали такие величайшие композиторы, как Франц Шуберт, Шарль Гуно, Иоганн Брамс, Жорж Бизе, Роберт Шуман, Гектор Берлиоз, Жуль Массне.
Благодаря творческим тандемам этих талантливых поэтов и композиторов создавались прекрасные образцы классического романса.
В XVIII веке романс перекочевал и в Россию. У нас под «романсом» подразумевали небольшое музыкальное сочинение, но уже исключительно лирического содержания, в исполнении голоса и аккомпанирующего инструмента.
Жанр же русского романса сложился в начале XIX века на волне захлестнувшего отечественный музыкальный мир романтизма. Классической поэтической основой для огромной доли музыки к русским песням, несомненно, стали стихотворения великого русского писателя А. С. Пушкина.
Помимо авторской литературной составляющей, бытовало и использование народно-песенной основы руки неизвестных создателей, поэтому для немалой части золотого фонда русского романса характерна поэтическая анонимность. Фольклорная основа жанра ярко отражена в творчестве И. Стравинского.
Основоположниками жанра в России и выдающимися авторами музыки стали такие знаменитые композиторы, как С. Рахманинов, П. И. Чайковский, Н. А. Римский-Корсаков, М. И. Глинка. У истоков создания песенного жанра стояли известные деятели музыкального искусства — Гумилев, Алябьев, Варламов, Булахов. Традиции классического романса в своем творчестве продолжили Ц. Кюи, А. Даргомыжский, Ю. Шапорин, А. Бородин, А. Мусоргский, С. Танеев, Р. Глиэр, Н, Мясковский. В советский период тема русских баллад не теряла своей актуальности и в музыке Г. В. Свиридова, С. Прокофьева и Д. Шостаковича.
Русский романс… Слог песен приятен, прост и ясен. Эти произведения отличаются редкой выразительностью, высоким поэтическим словом, яркой мелодией, слиянием поэтической идеи с идеей музыкальной. Своё начало русский романс берёт в народной песне – яркой свидетельнице жизни далёкого прошлого с его печалями и радостями, надеждами и думами.
Авторство многих романсов бывало и неизвестным. Так текст романса «Ночь светла» впервые появился в приложении к журналу «Радуга» и с тех пор романс стал очень популярен. Поэт подписался инициалами «Л.Г.». Слова уводят нас в понимание прекрасных слов –
Ночь светла, над рекой тихо светит луна
И блестит серебром голубая волна…
С момента появления в России, романс стал развиваться в двух направлениях – классическом и бытовом. Классическое направление основывалось на художественной литературе, а бытовое – на русской народной и городской песне. Примером бытового романса является романс «Степь да степь кругом». Присутствующие прослушали его на экране с видео в исполнении Лидии Руслановой. Кадры вели нас по заснеженной русской равнине, где «замерзал ямщик». Тоской и горечью наполнен этот романс.
Так же лирически прозвучало и «Утро туманное, утро седое, Нивы печальные, снегом покрытые…»
Многие из наиболее популярных в наше время романсов были написаны в начале XX века. Их относят к разряду городского, дворянского, цыганского, казачьего. Тогда романсы писали композиторы-любители, такие как Борис Фомин, Борис Прозоровский, Мария Пуаре. И именно этот период можно назвать золотым веком русского романса.
Исполнение русских романсов имело также свою традицию. Ярким примером исполнительства является романс «Отцвели уж давно хризантемы в саду…»
В том саду, где мы с вами встретились,
Ваш любимый куст хризантем расцвёл…
«Всё начинается с любви…» звучит как неоспоримая истина. И романс начинается с любви. Более того, он ею живёт, дышит.
И я под небом голубым
Вновь эту жизнь благословлю.
Не потому, что я любим,
А потому, что сам люблю!
Как и исполнительские традиции русского романса передаются из поколения в поколение отечественными певцами, так и традиции создания романсов переходят от старых мастеров к поколениям молодых.
Школа отечественного романса нашла достойное продолжение в творчестве А.А. Викторовой. Она присутствовала как почётный гость на библиотечном мероприятии. И в исполнении музыканта и композитора прозвучали многие романсы. Дивный голос завораживал и вёл туда же, в прекрасное. Особенно душевно прозвучал романс «Натали», который они написали совместно с известной клетской поэтессой Ц.В. Глазуновой.
К классу дворянского относится и романс из кинофильма «Звезда пленительного счастья», написанный на слова Б. Окуджавы «Не обещайте деве юной».
Жанр романса для многих талантливых людей стал творческим полем, на котором разносторонне раскрывается психологическая и эмоциональная природа человека, обнажает драму его личного мира, воссоздаёт картину его страстей, надежд и разочарований. Один из таких романсов зрители услышали на экране из отрывка кинофильма «Жестокий романс».
Романс легко узнаётся по своему словесному составу. Здесь поёт каждый звук, каждое слово. И слышно, как душа плачет и в то же время радуется. Один из таких романсов «Казачий романс» прозвучал в исполнении присутствующей на вечере Л.М. Николаевой.
Как ни трудна судьба романса, он словно маленький звонкий родничок бился и сверкал, чтобы напоить жаждущих. Так, у романса «Белой акации гроздья душистые…» был долгий путь создания, но он всё же дошёл до нас и радовал словами о том, как «Целую ночь соловей нам насвистывал…». Эту атмосферу городского романса передала присутствующим в своём исполнении А.А. Викторова.
Романс – это очень личное музыкальное произведение, передающее самые сильные, самые искренние чувства, которые только возможно испытать. Романс – это страдание, наполненное светом. Прослушивание такой музыки способно раскрыть новые эмоции, подарить вдохновение и дать пищу для размышлений. А это и есть истинное предназначение настоящего искусства.
Гости мероприятия были благодарны ведущим за новое открытие для них мира романса. Душа отдыхала под наплывом лёгкой и душевной музыки, слова очаровывали. И долго ещё звучали в стенах библиотеки многие романсы в исполнении самих присутствующих.

Л. Николаева,
руководитель литературно-
поэтического клуба
«Мелодия души».


Понравилась заметка? Поделись с друзьями!

Вам может также понравиться...

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Срок проверки reCAPTCHA истек. Перезагрузите страницу.

Электронное СМИ (сетевое издание) «Дон», зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР) 08.08.2016г. Свидетельство о регистрации Эл № ФС 77–66738.

Учредители - МАУ "Редакция газеты "Дон".

Главный редактор Егунов А.В. . Телефон: 8(84466) 4-11-32, 8(84466) 4-13-36. E-mail: don_press@mail.ru Адрес редакции и издателя: 403562, Волгоградская область, станица Клетская, ул. Луначарского, 27

Copyright kletskdon.ru. Все права защищены. © МАУ "Редакция газеты "Дон". 2012-2023 год. Любое использование материалов допускается только при соблюдении правил перепечатки и при наличии гиперссылки на kletskdon.ru !

Письма читателей не рецензируются и не возвращаются. Публикуемые материалы не всегда отражают точку зрения редакции. Редакция не несет ответственности за достоверность рекламной информации. За достоверность информации в рекламных материалах несет ответственность рекламодатель. Все рекламируемые товары и услуги имеют необходимые лицензии и сертификаты.